Курсы валют
на 29.06.2017Курс доллара США
Курс евро
Биржевой курс доллара США
Биржевой курс евро

Все валюты

Сегодня четверг, 29.06.2017: публикаций: 1136
Новости. Опубликовано 13.10.2014 14:34  Просмотров всего: 1057; сегодня: 1.

Выступление И.И. Меламеда на заседании «Меркурий-клуба»

Выступление И.И. Меламеда на заседании «Меркурий-клуба»

Выступление генерального директора ЗАО «Международный центр развития регионов» И.И. Меламеда на заседании «Меркурий-клуба» на тему: «Проблемы и перспективы эффективного освоения и развития Арктической зоны и прилегающих регионов России», состоявшемся 8 октября 2014 года.

Уважаемый Евгений Максимович, уважаемые коллеги! За этот срок, который обозначил Евгений Максимович, произошло очень значимое событие: 21 апреля подписана государственная Программа развития арктической зоны Российской Федерации. 22 числа того же месяца состоялся Совет безопасности, а в начале мая Президентом подписан Указ о границах Арктической зоны Российской Федерации, который утвердил сухопутные границы Арктической зоны.

Я хотел бы как руководитель группы разработчиков немножко рассказать о государственной программе, что удалось сделать, что не удалось, потому что при всей звучности этих слов государственная Программа развития Арктической зоны Российской Федерации на самом деле удалось сделать далеко не столько, сколько планировалось. Программу писал очень большой авторитетный коллектив. В нем участвовало больше 10 научных организаций. Очень большую роль, я бы отметил, сыграла Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Поскольку мне писать программ приходится достаточно много, то я сказал бы, что это был очень положительный опыт, потому что мы первый раз столкнулись, что на площадке Торгово-промышленной палаты РФ бизнес общается с разработчиками и министерствами совсем с другой степенью открытости, чем это происходит в стенах министерств. Вот этих дискуссий было несколько и когда мы здесь собирались, во-первых, это совершенно другой уровень представительства, потому что рабочие группы министерств это обычно люди уровня зам.начальника департамента, которые решения не принимают. Здесь же у нас участвовали вице-президенты крупнейших компаний, и нам несколько раз удалось поговорить по нескольку часов очень откровенно, и мы совсем иначе стали представлять себе как бизнес готов взаимодействовать в Арктической зоне с государством и, по возможности, конечно, старались это отразить в программе.

Что дало принятие программы? Я сразу бы отметил два факта очень важных. Во-первых, наконец, была утверждена сухопутная граница Российской Федерации в Арктике. Это позволило перейти от оценок к неким расчетным числам, которые производит Арктическая зона, какая доля этого валового продукта в экономике Российской Федерации, сколько людей там проживает и какая площадь и т.д., целый ряд важнейших параметров, которые до этого были с довольно большим разбросом, как в научной, так и в официальной литературе. Теперь это можно делать.

Как выглядит у нас теперь Арктическая зона. Это 7 субъектов, из которых 4 входят полностью и 3 частично. Полностью у нас входят Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и Чукотский автономный округ. Они входят целиком. Здесь уже сразу возникла коллизия, что у нас Чукотский автономный округ оказался субъектом двух государственных программ Дальнего Востока и Арктики. Частично входят 6 районов Архангельской области, два района Красноярского края и пять улусов Республики Саха-Якутия. В самый последний момент в согласованные документы удалось включить городской округ Воркуту. Не удалось включить, если посмотреть на карту, то вырезается Республика Карелия, т.е. у нас Арктическая зона получается с разрывом: есть Мурманская область, есть второй большой пласт – это всё, что восточнее Карелии. От Карелии ничто не вошло, хотя Совет безопасности очень настаивал, чтобы некоторые северные районы Карелии тоже вошли. Это было бы, наверно, логично, потому что вот такой разрыв в Арктической зоне не очень понятен. И никак не удалось включить 8 улусов Республики Саха-Якутия. Я вообще не очень понимаю, почему такое противодействие этому процессу, но сколько бы раз эти документы не уходили, каждый раз мы получали назад не 13 улусов, а пять, поэтому это то, что мы сегодня имеем. Некоторая такая здесь необъективность, на самом деле, присутствует.

Второй очень положительный момент. Раз у нас не было границ, то и Арктическая зона не была объектом статистического наблюдения, поэтому, когда мы пытались всякие вещи делать, мы всегда должны были писать: по экспертной оценке вот такой-то параметр составляет и прочее. Вообще говоря, такие экспертные оценки иногда вызывали колоссальные споры: вот у нас один из показателей программы – это численность белых медведей в Арктической зоне РФ. Та научная дискуссия, которая развернулась вокруг этого вопроса, вообще говоря, достойна, конечно, очень серьезных размышлений. И то, что этот вопрос в итоге кончился поручением Президента «Роснефти» организовать, наконец, подсчет белых медведей в Арктической зоне РФ - это тоже результат этой программы, потому что оценки очень сильно расходились.

Что еще удалось сделать. Четко выделены те площадки, на которых сегодня бизнес реально производит развитие в Арктической зоне. Таких площадок оказалось 12. Я не буду их перечислять. Это, в основном, связанные с добычей полезных ископаемых, в первую очередь, конечно, углеводородных, но в том числе эта и добыча твердых полезных ископаемых на той же Чукотке, Мурманской области и т.д. Я думаю, что здесь люди все представляют, что у нас есть в Арктической зоне.

Что не удалось. Сегодня имеет место при планировании откровенный отраслевой догмат. нам постоянно говорили: «Нет, развивать Арктику вы должны, развивая там отрасли, а развитие Арктики, как территории, через отраслевое развитие вы, пожалуйста, это и делайте». В итоге сегодня программа как бы распадается на большое число отраслевых программ, которые не финансируются в рамках Арктической программы, а финансируются в рамках своих отраслевых программ. Явно это прописано в 14 программах. Самое большое, конечно, развитие транспортной системы Российской Федерации: это севморпуть и другие вопросы, которые сегодня упоминались и будут упоминаться. По ним удалось посчитать, что в Арктическую зону до 2020 года будет вложено порядка 145 млрд. рублей, а все вопросы с глобальной инфраструктурой, которые упоминал Евгений Максимович, локальной инфраструктурой хотя бы этих 12 опорных зон развития и т.д. Все эти вопросы остались без финансирования, и по самой государственной Программы развития Арктической зоны на сегодня не выделяется не рубля.

Теперь по вопросу 2017 года, который поднял Евгений Максимович. Действительно, на Совете безопасности Президент во вступительном слове сказал: «Обеспечить финансирование этой программы, именно этой программы, начиная с 2017 года». Если вы посмотрите перечень получений, то этот пункт в получение не попал, поэтому сегодня там очень много что написано, в том числе и вопросы более четко прописать место тех или других компаний в развитии, внести проекты в явном виде. Все они есть, но поручения организовать финансирование нет. Надеюсь, что сейчас эта программа теперь и после передачи функций и отмены перейдет к другому госзаказчику, может быть, тогда эта будет с большей настойчивостью выполняться. Благодарю за внимание.


Ньюсмейкер: Меркурий-клуб — 15 публикаций
Сайт: www.wtcmoscow.ru/merk
E-mail: leofond@mail.ru

Субъекты РФ: Архангельская область, Карелия Республика, Коми Республика, Красноярский край, Мурманская область, Ненецкий автономный округ , Саха Республика (Якутия), Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ
Тематические сайты: Вся Россия


   Поделиться: